Сайт Александра Дольского. На главную.


АЛЕКСАНДР ДОЛЬСКИЙ: `ШОУ-БИЗНЕС - ЭТО САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ`.

Всем привет! С вами снова Алексей Полковник. С новым вторником вас! Когда видишь артиста па экране или на сцене, можно представить масштаб его профессионализма и дарования. Масштаб личности определяется уже при более детальном рассмотрении и с более близкого расстояния. Мне на это тогда везет. Совсем недавно в нашем городе по приглашению "Радио Шансон в Нижнем" побывал Александр Александрович Дольский. Тем, кто таком с воплощениями его многогранного таланта, бессмысленно перечислять звания, регалии и "этапы большого пути" Дольского. Тем, кто незнаком, бесмысленно вдвойне. Достаточно сказать, что в 2001 году Александр Александрович получил Государственную премию по литературе из рук президента Путина, а сегодня, $ неполные 65 (родился 7 июня 1939 года), поэт и музыкант Дольский творит больше, чем когда-либо, и остается на сцене, по-прежнему будучи интересным той чисти публики, для которой ест жить и работал.

- Александр Александрович, я, как и многие мои сверстники, знаком с вашим творчеством еще с конца 70-х во многом благодаря пресловутой фирме "Мелодия". Как же так вышло, что во времена, когда авторов-исполнителей, мягко говоря, не жаловали, у вас вышло столько пластинок?

А. Д.: Действительно, в советские времена выпустили 10 моих альбомов (тогда это называлось "пластинка-гигант". - Авт.), это не считая всяких мелочей. Здесь две главные причины. Первая - это то, что мне очень помог Аркадий Райкин, вторая - это моя гитара. У меня же там действительно гитара местами почти перекрывает текст. Плюс своеобразная поэзия, несколько иная метафоричность, нежели у других бардов. И члены худсоветов на прослушиваниях просто не успевали понять, о чем на самом деле идет речь. А потом, когда выпускали, было уже поздно. Вообще, у нашего Министерства культуры была установка - не выпускать бардов. Кто-то иногда умудрялся выпускать такие гибкие маленькие пластиночки, но это единичные случаи. А Райкин доказывал им, что я вообще не бард. У него был огромный авторитет, но все равно ему пришлось очень много с этим побегать и потрудиться.

- А как случилось, что Аркадий Исаакович так к вам проникся?

А. Д.: В 79-м году у нас с ним состоялся творческий союз. Он предложил мне написать несколько песен к новому спектаклю, а затем пригласил и в труппу своего театра. Я, кстати, один из трех артистов другого жанра, приглашенных в этот театр за 60-летнюю историю его существования.

- Так вы выступали как драматический актер?

А. Д.: Нет. Я пел. Аркадий Исаакович очень все мудро продумал, и после первого отделения, когда у публики от смеха болели животы, я появлялся и пел лирические (именно лирические - по настоянию Райкина) песни. На контрасте жанров это имело грандиозный успех.

- Александр Александрович, в отличие от большинства ваших коллег по цеху вы несравнимо лучше их владеете инструментом. Правда ли, что еще в 50-е годы вы стали лауреатом первого послевоенного всесоюзного конкурса артистов эстрады?

А. Д.: Я уточню. Не в 50-е (в 50-е я еще совсем пацан был), а в 1961 году проходил как раз этот первый послевоенный конкурс. А я параллельно с институтом окончил музыкальное училище. Выступал в самодеятельности и сольно, и с оркестром.

А тогда же на конкурс из самодеятельности приглашали. И я там дошел до третьего тура. Ужасно волновался. В жюри были совершенно потрясающие артисты - Ойстрах, Райкин, Иванов-Крамской, балалаечник Нечипоренко... Никакого места я там не занял, но получил диплом участника третьего тура. И после этого меня пригласили (я тогда жил в Свердловске) в Свердловскую филармонию солистом-инструменталистом. И мы ездили такими небольшими бригадками порой с очень известными артистами (бывало, например, Штоколов с нами попадал), а я просто играл классику.

- Когда вы впервые взяли гитару в руки?

А. Д.: В восемь лет.

- Увлечение джазом к вам пришло вместе со всей страной, когда в СССР начался джазовый бум?

А. Д.: Да. Это была самая запретная тема и самая гонимая. Я постоянно слушал "Голос Америки" и сам играл.

- Но у кого-то увлечение осталось увлечением, у вас же стало частью профессии?

А. Д.: Безусловно. У нас уже два года существует проект с Давидом Голощекиным - сделать вдвоем мои песни. Времени все не хватает. Козлов тоже хотел со мной сыграть, но - в разных городах живем...

- Надо полагать, вы счастливый человек в плане наследников - у вас трое сыновей. К тому же вы ведь всю жизнь живете с одной женщиной, так сказать, не меняя увлечений?

А. Д.: Какое же это увлечение? Это судьба, счастливая судьба. Мне даже стыдно хвалиться своим счастьем, поскольку очень многие хорошие люди сейчас очень несчастливы в личной жизни. Мне с моей семьей очень хорошо. Есть вещи в жизни, которые надо делать самому.

- Например, дети...

А. Д.: Да. И воспитывал тоже сам. Результат, по-моему, получился неплохой. Старший сын окончил медицинский институт, отслужил на флоте, сейчас учится в аспирантуре. Средний сын в прошлом году окончил с красным дипломом Академию художеств. Сейчас он в мастерской академика Мыльникова. Когда сын защищался, говорили, что такой защиты не было со времен Брюллова. Младший учится на третьем курсе университета. Никто, к сожалению, не занимается "денежными" профессиями, выбрали то, что приносит радость душе. А может, и к лучшему.

- Но по вашим-то стопам никто не пошел?

А. Д.: Тем не менее, владеют и инструментами, и поют, и сочиняют, но они такие деликатные люди, что на сцену не лезут.

- Александр Александрович, в советские времена вы собирали стадионы, теперь ажиотаж вокруг абсолютно других персонажей. Как вы к этому относитесь?

А. Д.: Это совершенно нормально. Если вокруг тебя долгое время шумиха, значит, у тебя что-то не в порядке. Когда у меня был шумный успех, у меня было не в порядке с моими коллегами. Высоцкий умер, Визбор умер, Окуджава выступал мало, Галича уже не было, а остальных не печатали, не выпускали, не показывали. Никого рядом не было, я один был известен. А сейчас все нормально, на меня собираются тысячные залы, этого вполне достаточно.

- А те, кто сейчас имеет громадный успех?

А. Д.: Это искусство низкого уровня. Потому что в основной своей массе народ - дурак, это же общеизвестно. В общей массе он глупый. Интеллигенции ведь мало.

- Не боитесь заявлять такое публично?

А. Д.: Нет, не боюсь. Художник всегда должен идти впереди толпы. А посмотрите на нынешних звезд, они же не вылезают из телевизора, тошнит уже. Одни и те же. Это снижает общий уровень культуры в стране.

- Почему же во времена, когда была цензура, публика была умнее, а теперь, когда все вроде бы можно, такая ситуация?

А. Д.: Цензура была моим личным врагом. "Литовалось" каждое слово, каждая запятая. Это было ужасно, отвратительно. Но кроме своей карательной функции цензура еще выполняла и роль художественного фильтра. Дилетантство на большую сцену не пропускалось. А сейчас очень редко можно увидеть блестящего, удивительного артиста. Весь наш современный шоу-бизнес - это самодеятельность, оформленная шикарными декорациями и шумовыми эффектами. А народ это любит, народ вообще любит простые блюда. Я вовсе не отрицаю нужности существования таких артистов. У них многомиллионная аудитория, которой они необходимы. Но это все должно быть дозировано, уравновешено. Культура должна быть видна.

- Каким образом можно достичь такого равновесия?

А. Д.: Не знаю. Я понимаю, что человек, пришедший уставшим с работы, не будет слушать мои песни, которые для него как китайский язык. Он послушает того же Децла или Николаева. Я согласен, так и должно быть. Но когда только это!.. Но зато свобода. И я все-таки предпочитаю: пусть будет так, как сегодня, чем так, как тогда. Тогда мне было значительно лучше, сейчас большинство не знает, кто такой Дольский, но все равно я за свободу.

Вот и все на сегодня. Легко опуститься до "уровня". Куда труднее поднять "уровень" до приемлимой отметки. Выбор всегда есть. А я на этом ненадолго прощаюсь с вами. До встречи в очередной "толстушке" или на частоте "Русского радио в Нижнем" 102, 9 FM. Остаюсь вечно ваш друг Александр Полковник. Пока!

Нижегородский рабочий, N26, 25.03.2003

ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЙ (Мне звезда упала на ладошку)

МНЕ ЗВЕЗДА УПАЛА НА ЛАДОШКУ

ОДИНОЧЕСТВО

МОЁ ЛИЦО УПАЛО НА ПОЛ...

ВЕЛОСИПЕД

БАЛЛАДА О БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШЕМ

СЕНТЯБРЬ. ДОЖДИ.

ЕСЛИ ЖЕНЩИНА ВХОДИТ В ТВОЙ ДОМ

ГОСПОДА ОФИЦЕРЫ!

ВОРЫ

 
Поиск по сайту

Афиша, новости, объявления
Архив новостей
Биография
Статьи в прессе
Интервью

Дискография
Стихи, тексты песен
Аккорды
Роман в стихах "Анна"

Концерты и гастроли
Форум [ New! ]






Программирование, поддержка - Агентство Третья планета - 3Planeta.Ru     Web-дизайн, сопровождение сайтов - Студия 3Color.Ru

Спонсоры проекта: 
SafeMarket.RU - Сейфы Topaz, сейфы Valberg, шкафы картотечные, картотеки
VideoGlazok.RU - Установка систем видеонаблюдения

Safari-Club.RU - Оружейные сейфы, шкафы оружейные
Granit-Radio.RU - Речные радиостанции Гранит