Сайт Александра Дольского. На главную.


Александр ДОЛЬСКИЙ: «ВСЕ, ЧТО Я ЗАРАБАТЫВАЮ, Я ВКЛАДЫВАЮ В ИЗДАНИЕ СВОИХ КНИГ. И ЭТО СЧАСТЬЕ»

Поэт, композитор, виртуозный гитарист и автор-исполнитель замечательных, мудрых, философских, а иногда смешных песен Александр ДОЛЬСКИЙ начал свою сценическую карьеру в восемь лет, с участия в хоре мальчиков Свердловского оперного театра. А в 16 лет, будучи учеником 10 класса, он сочинил «народную» песню «Плакала девчонка, слезы не унять…», которую до сих пор распевают школьники в пионерлагерях. И все-таки путь Дольского к профессии, к признанию не назовешь простым. О взаимоотношениях со слушателями, о том, что превыше всего ценит музыкант в своей профессии, шла речь на его встрече с журналистами в Балтийском информационном агентстве.

Александр Дольский– Александр Александрович, расскажите, пожалуйста, с чего началось ваше увлечение музыкой?

– С родителей. Папа у меня был солистом Свердловского оперного театра, а мама балериной. Ну и учителя встретились в жизни замечательные. Хором мальчиков, в котором я пел, руководил гениальный хормейстер. Он научил нас петь по нотам за три дня. Для меня классическая музыка: Чайковский, Мусоргский, Даргомыжский и так далее – это была нормальная, естественная среда. Как я во дворе с пацанами хулиганил и бузил, настолько же было мне комфортно в опере. А в 9 лет мне самому захотелось на чем-то играть, и я достал себе гитару, выменял на собственную коллекцию самоцветов.

Я быстро стал фанатиком гитары и мог по 6–7 часов играть без пауз. Классе в шестом я увлекся джазом. И лет в 16 начал сочинять песни, которые пользовались успехом. Правда, конечно, я тогда про жизнь не умел писать, у меня были эстетские такие стихи, а ля серебряный век.

– Выходит, вы очень рано стали профессиональным музыкантом и сочинителем?

– Деньги я начал зарабатывать своим искусством действительно рано – сначала это были концерты на классической гитаре. Меня приняли в Свердловскую филармонию в 60-м году, когда мне было 22 года. Произошло это после того, как я принял участие в первом послевоенном конкурсе артистов эстрады и стал его дипломантом. Как сейчас помню, моя ставка в филармонии была 6 рублей 50 копеек.

Иногда мы выступали на разных предприятиях в честь их юбилеев. И вот однажды на одном из таких концертов я играл без микрофона (микрофонов тогда не было) какое-то сложное произведение Баха, а в зале сидели рабочие, инженеры, которые в честь юбилея немножко «приняли». И вот в зале шум… а я играю; шум громче… а я играю, и когда я дошел до середины, то раздался крик: «Свистни, когда кончишь!». Я вздрогнул, но доиграл до конца и ка-а-ак свистнул… Тут же раздались аплодисменты, меня стали вызывать на бис – этого я никогда не забуду.

– С чего началось ваше восхождение на Олимп авторской песни?

– В начале 60-х я приехал в Москву на первый московский фестиваль авторской песни в МГУ. Приехал в качестве гостя. Помню, что мне очень страшно было выходить на сцену, потому что там было 500 исполнителей, а публика была жестокая – чтобы сэкономить время, если исполнитель не нравился, с первых тактов в зале начинали хлопать. Таким образом неугодные просто изгонялись со сцены. И я искренне думал, что мои песни здесь не прокатят. Но так как у меня уже был к тому времени артистический опыт, я, когда вышел на сцену, для зачина спел что-то смешное и добился большого успеха у слушателей. А потом я сказал, что сейчас спою сложную песню. И спел нечто навороченное с джазовыми аккордами, арпеджио и философским текстом, но на удивление и здесь получился потрясающий успех. Так зародилась моя популярность.

– А зачем вам, талантливому музыканту, нужно было поступать в Уральский политехнический институт?

– В конце 10-го класса я хотел поступить в Киевскую консерваторию, так как преподавание по классу гитары в то время велось только там. Интересно, что мой учитель Лев Алексеевич Воинов, мудрейший человек и замечательный музыкант, не стал меня отговаривать от этого намерения, ссылаясь на то, что в России нет потребности в гитаристах-концертантах, что у нас не Испания и что у нас нет школы – он знал, что эти слова на меня не подействуют. Он мне сказал по-другому: «Вот ты сейчас играешь на гитаре – поступай в политехнический институт и будешь там первым парнем. Потому что сейчас ты играешь, когда захочешь, а если это станет твоей главной профессией, то будешь проклинать все, потому что надо будет играть, когда надо». Я настолько любил его, что послушался и поступил в Уральский политехнический. А там мне иногда действительно ставили пятерки преподаватели, которые любили поэзию и музыку, хотя, конечно, пятерки я получал и за знания тоже.

– Иными словами вы никогда не жалели о том, что не получили консерваторского образования?

– Нет. Тем более что музыкальное училище я все равно потом окончил. А так я всю жизнь играю на гитаре и пишу стихи, никогда не ощущал собственных серьезных образовательных недостатков в этих искусствах.

– Расскажите о вашей жизни в период бешеной популярности авторской песни.

– В конце 60-х и в 70-х годах я очень много ездил, было много записей и концертов. Мы все были безумно популярны. Я был знаком почти со всеми бардами, дружил с Галичем, много общался с Визбором, Окуджавой, только с Высоцким не был знаком лично. Высоцкий, конечно, был самым любимым, но и нас знала вся интеллигенция. И когда кто-то из нас приезжал в какой бы то ни было город, то нигде не было никаких афиш. Все просто перезванивались и говорили: приехал Визбор, Окуджава, Дольский, Галич. Причем в каждом городе было по семь-десять концертов, и все проходили с аншлагами. Часто мы собирались на квартирах у академиков, художников, философов, и там проходили домашние концерты. Концертов было очень много, потому что в то время это была единственная отдушина для интеллигенции, так как мы говорили и пели то, что думали и старались это делать профессионально.

– Но все-таки кто-то же вас приглашал в эти города?

– Конечно. Приглашали нас организации – книголюбы, общество «Знание», общество по распространению при Союзе писателей, филармонии, профкомы разных НИИ. Кстати, заработок у меня тогда был очень хороший. Я помню, что иногда вовремя не ходил получать свою зарплату в НИИ, где работал, так как мне с лихвой хватало «концертных» денег на семью с тремя детьми.

– Помимо песен вы давно пишете стихи…

– Да. Подавляющее большинство знает меня просто как песенника, а на самом деле я не только песни сочиняю. У меня вышла недавно книга сонетов, обложка которой оформлена моим средним сыном, художником. Кроме того, я сочиняю инструментальную музыку, просто я ее обычно не играю на концертах.

Я не богат, у меня нет ни загородного дома, ни машин никаких, все, что я зарабатываю, я вкладываю в издание своих книг, и я считаю, что это большое счастье. Тем более что в советское время ни одной моей строчки не напечатали. И только в 1988 году Виталий Коротич издал мою книжку, и «Литературка» потихонечку стала печатать мои стихи.

– Александр Александрович, одна из основных тем вашего творчества – это одиночество. Вы считаете одиночество необходимым условием для творчества?

– Мне, чтобы работать, никакого вдохновения не надо. Мне нужно только, чтобы я был один, никто мне не мешал и чтобы у меня не болела голова. У меня прекрасные сыновья, прекрасная семья, но я все равно одинок. Я остро чувствую свое одиночество и знаю, что оно неизбежно. Каждый из нас одинок: мы приходим в этот мир одинокими и умираем в одиночестве, и, несмотря на наше окружение – близких и друзей, никто не может нас спасти. И когда человек постоянно пытается вырваться из этого одиночества, тогда у него получается что-то в творчестве. Если ты пытаешься рассказать всем о своей вселенной, как ты ее понимаешь, и о тех людях, которые тебя окружают, и которые, несмотря на то что ты одинок, все равно прекрасны, изумительны, благородны и красивы, особенно если к ним повернуться всей душой и всем сердцем, то ты занимаешься настоящим творчеством. Но то, о чем я говорю, это не одиночество трагедии, когда тебя все бросили, ты больной, несчастный, не можешь сходить за хлебом и тебе не на что купить лекарства или тебе изменил друг, женщина, дети. Такое одиночество страшное, и его я, как любой нормальный человек, не люблю и бегу от него

Вакансия. 19.12.2006

Подготовил Иван МИХАЙЛОВ

БАЛЛАДА О БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШЕМ

ГОСПОДА ОФИЦЕРЫ!

ПРОЩАЛЬНАЯ

АЛЁНУШКА

Я ЛЕТАЛ ПО НОЧАМ НАД ЕВРОПОЙ

ГОСУДАРСТВО СИНИХ ГЛАЗ

О, ЖИЗНЬ МОЯ, КАК ТЫ МГНОВЕННА

МНЕ ЗВЕЗДА УПАЛА НА ЛАДОШКУ

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ВАЛЬС

УВАЖАЕМАЯ СОВЕСТЬ

 
Поиск по сайту

Афиша, новости, объявления
Архив новостей
Биография
Статьи в прессе
Интервью

Дискография
Стихи, тексты песен
Аккорды
Роман в стихах "Анна"

Концерты и гастроли
Форум [ New! ]






Программирование, поддержка - Агентство Третья планета - 3Planeta.Ru     Web-дизайн, сопровождение сайтов - Студия 3Color.Ru

Спонсоры проекта: 
SafeMarket.RU - Сейфы Topaz, сейфы Valberg, шкафы картотечные, картотеки
VideoGlazok.RU - Установка систем видеонаблюдения

Safari-Club.RU - Оружейные сейфы, шкафы оружейные
Granit-Radio.RU - Речные радиостанции Гранит