Сайт Александра Дольского. На главную.


МОЯ ЗВЕЗДА УПАЛА НА ЛАДОШКУ

«Моя звезда упала на ладошку»

Этот романс пели вместе с автором многочисленные зрители, пришедшие в старинный зал Государственной ставропольской краевой филармонии на концерт знаменитого барда Александра Дольского.

Какой это был концерт! В нем звучали хорошо знакомые песни Дольского, давно уже ставшие народными (это ли не высшая похвала для автора?), и народ пел вместе с ним: «Разделилось все на свете на любовь и нелюбовь», «Три сына мои, три сердца, три боли», «А песни для любимых поются, не кончаются», «В тебе все музыка и свет, но одиночество прекрасней», «А Россия лежит в пыльных шрамах дорог, а Россия дрожит от копыт и сапог» («Господа офицеры»). В нем - в концерте - отзывалась джазовым банджо, рассыпалась трелью балалайки, стучала дробью барабана его любимая гитара. Дольский читал свои стихи, рассказывал (доверительно и с юмором) о 18-летней дружбе с Галичем, за что его постоянно вызывали на допросы в КГБ, о своих незабываемых встречах с Булатом Окуджавой, о своей работе в Ленинградском театре миниатюр Аркадия Райкина. Он околдовывал и очаровывал зал своими певческими и инструментальными импровизациями, тут же откликался на просьбы и пел свои «старые» и совсем новые романсы. Артистически обыгрывал миниатюры из жизни, типа «Экзамена по химии». А после концерта давал автографы на своих же книгах, которые можно купить только на концертах Дольского.

ВО МНОГОМ - ПЕРВЫЙ

Слесарь-инструментальщик, солист джаз-оркестра (гитара, контрабас, саксофон, банджо), инженер-конструктор в тресте «Уралстальконструкция», преподаватель Уральского политеха, ученый, поэт, бард, лауреат многих творческих фестивалей, научный сотрудник Ленинградского НИиПИ градостроительства, артист Ленинградского театра миниатюр, художник, автор песен к кинофильмам и театральным спектаклям, конферансье, прозаик. Это все о нем - о за-служенном артисте России Александре Дольском.
А еще - в его жизни много такого, чего нет ни у кого другого. Второе место (первое не было присуждено никому) на VI Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Оно стало сенсацией, так как это было первое (и пока последнее) выступление конкурсанта-любителя, поющего поэта на профессиональном форуме. Ни до, ни после ни один бард, кроме Дольского, не принимал участия в подобных престижных конкурсах. Когда-то знаменитый дирижер Альгис Жюрайтис сказал, что его романсы - это уже музыка XXI и XXII веков.
Александр Александрович - единственный автор XX века, который написал роман в стихах «Анна». Это второй случай в истории России. Первый, как помним, был «Евгений Онегин» Пушкина. За свои две книги - «Анну» и «Сонеты» Дольский получил два года назад Государственную литературную премию. Опять-таки, он - единственный в стране бард, который получил Госпремию за стихи. За большой вклад в русскую культуру Дольскому уже два года присуждается Президентская стипендия.
Но это сейчас. А ведь были времена, когда его песни не имели «цензурного благословения», хотя даже в 80-е годы питерский бард собирал аншлаги в Олимпийском комплексе Москвы. Как рассказал Александр Александрович в одном из интервью, высоких начальников это страшно нервировало. И они решили «проинспектировать» его тексты, отправив группу чиновников на концерт Дольского. Сидят важные чины в ложе - лица непроницаемые. Дольский поет. В зале - овации. В антракте подходит к артисту приятель, что сидел поблизости от проверяющих, и сообщает: «Им нравится. Но им не нравится, что им нравится»...

О ЖИЗНИ, ЖЕНЩИНАХ И ДЕТЯХ

Ну а после чудесного, теплого концерта в краевой филармонии (и бесконечных автографов) удалось поговорить с артистом.
И оказалось, что его музыкальный дар был передан родителями. Отец - Александр Викторович, обладавший замечательным голосом - драматическим тенором, был заслуженным артистом РФ, солистом Свердловского оперного театра. Мама - Елизавета Александровна - балерина. Неудивительно, что уже с раннего детства Александр знал наизусть почти весь репертуар оперного театра, где работали его родители, а в 10-летнем возрасте уже сам выступал на профессиональной сцене. Пел в хоре мальчиков в операх «Пиковая дама» и «Кармен».
- А как вы, Александр Александрович, пришли к гитаре?
- Хотелось не только петь, но и играть на каком-либо музыкальном инструменте. Выбрал гитару. И хотя мама была против, боялась, что я хуже буду учиться в школе, все равно достал гитару-семиструнку и вскоре уже играл в школьном оркестре. Но это не единственный инструмент, на котором я играю. Когда поступил в Уральский политехнический институт, то окунулся с головой в художественную самодеятельность. В студенческом ансамбле играл на контрабасе, саксофоне, банджо. А для нашего театра миниатюр я сочинял пьесы и зонги. Это был гигантский вуз - 25 тысяч студентов, и самодеятельность была очень интересная.
- Кто в детстве особенно повлиял на ваше желание писать стихи?
- Стихи я начал сочинять в третьем классе. А чуть позже встретил на улице пожилого человека, который тащил тяжелые стопки книг. Помог ему. Так и познакомился с удивительным человеком - Николаем Васильевичем Клементьевым - преподавателем истории живописи и литературы в педагогическом институте. У него была уникальная библиотека: Гомер, Гумилев, Бодлер, Фейхтвангер, Есенин. За некоторые из этих томов в то время можно было легко угодить за решетку. И я еще более утвердился в своем желании писать стихи. Проблемы были только с рифмами. В юности запас слов еще маловат... Это сейчас я могу писать двадцать четыре часа в сутки.
- Кто вы по гороскопу?
- Близнецы. «Мой любимец - беспутный красавец-июнь - растворитель густых меланхолий»...
- Окончив аспирантуру, вы защитили диссертацию?
- Не успел. Меня пригласил в свой Ленинградский театр миниатюр Аркадий Исаакович Райкин. Он мне сказал: «Я верю - ты артист. И твое призвание - сцена». К слову, и мои пластинки с песнями появились на свет тоже благодаря Райкину. Он ходил по инстанциям, говорил, что Дольский никакой не бард, посягающий на власть, а скорее французский экспрессионист, современный Вертинский. Худсовет фирмы «Мелодия» ухватился за эту «легенду», и песни вышли - в десяти альбомах тиражом около девяти миллионов. Это было что-то!
- Многие ваши песни уже давно перешли в разряд народных, в том числе та, что звучит в фильме «Трактир на Пятницкой». Ее поют и часто даже называют «старинным белогвардейским романсом»: «Господа офицеры, я прошу вас учесть, кто сберег свои нервы, тот не спас свою честь».
- Я не в обиде, ведь быть «народным» не так уж плохо. Пусть поют.
- И все-таки главная ваша тема - лирическая. Ваш звездный гимн - «Я хочу любить и быть любимым. Я хочу, чтоб не болела мать...» Если можно, расскажите немного о вашей семье.
- Супруга - Надежда Александровна - бывшая скрипачка, а сейчас ездит со мной на гастроли. Мои книги и диски как раз-таки в ее ведении. Трое сыновей: Петр, Александр, Павел. Один работает врачом, другой - художник, третий - детский психолог. В своей песне «Три сына» я пою о том, что нам только кажется, что мы воспитываем и учим своих детей. Они нас тоже многому учат: в основном, благородству. Как много они нам, родителям, прощают:
- ...Пытаюсь зажечь в них хотя бы свечу,
не худшая все-таки участь.
Мне кажется - я их чему-то учу,
а это они меня учат.
Ну а лирика - это все от женщины. К женщинам я вообще отношусь коленопреклоненно. В одном из новых сонетов есть, к примеру, такое: «Если женщина входит в твой дом, - приготовь свое сердце к трудам». Но главное, наверное, «и не меняю я ни жен, ни убеждений». Все мои песни - личные. Одна из последних - «Семейная молитва». Поэзия ведь без Бога не существует. И наше слово, давно доказано, материально, а потому хорошее слово приносит в жизнь только что-то хорошее.
- За последние 10 лет вы выпустили более десятка компакт-дисков песен, около десяти поэтических сборников, роман в стихах «Анна», альбом репродукций ваших картин с вашими же стихами. Но вы, Александр Александрович, пишете и прозу...
- Да. Первая моя книга прозы «Я пришел дать Вам выпить» вышла еще в 1994 году. А о моей живописи можно сказать так: «И палитру души представляла картина». Мы вообще-то часто ругаем то время, в котором живем. Но, с другой стороны, я - джазмен, мои песни причисляли к так называемой культуре андеграунда, а потому продвижение вперед давалось всегда в борьбе. А сейчас, как бы там ни было, я сам издаю свои книги, и в редакционной коллегии у меня всего три человека: я - автор, мой сын Павел - дизайнер-художник и одна помощница-наборщик. Все. И свои книги и диски я продаю только на своих концертах. Возможно ли было такое в советское время?
- Отвечаю: невозможно. И два последних экспресс-вопроса: ваш любимый цвет и любимое время года.
- Цвет - зеленый, а время года - была осень, а сейчас люблю лето.

Ставропольские губернские ведомости.Март 2008.

Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.

БАЛЛАДА О БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШЕМ

ГОСПОДА ОФИЦЕРЫ!

ПРОЩАЛЬНАЯ

АЛЁНУШКА

Я ЛЕТАЛ ПО НОЧАМ НАД ЕВРОПОЙ

ГОСУДАРСТВО СИНИХ ГЛАЗ

О, ЖИЗНЬ МОЯ, КАК ТЫ МГНОВЕННА

МНЕ ЗВЕЗДА УПАЛА НА ЛАДОШКУ

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ВАЛЬС

УВАЖАЕМАЯ СОВЕСТЬ

 
Поиск по сайту

Афиша, новости, объявления
Архив новостей
Биография
Статьи в прессе
Интервью

Дискография
Стихи, тексты песен
Аккорды
Роман в стихах "Анна"

Концерты и гастроли
Форум [ New! ]






Программирование, поддержка - Агентство Третья планета - 3Planeta.Ru     Web-дизайн, сопровождение сайтов - Студия 3Color.Ru

Спонсоры проекта: 
SafeMarket.RU - Сейфы Topaz, сейфы Valberg, шкафы картотечные, картотеки
VideoGlazok.RU - Установка систем видеонаблюдения

Safari-Club.RU - Оружейные сейфы, шкафы оружейные
Granit-Radio.RU - Речные радиостанции Гранит