(c) Официальный сайт Александра Дольского - Dolsky.Ru
Версия для печати


АЛЕКСАНДР ДОЛЬСКИЙ: `Я ОТДАЛ СВОЙ ЗЕЛЕНЫЙ КАМЕНЬ ЗА ОБЩЕНИЕ С БОГАМИ`

На концерты бардов, которых привозит в Киров "Бард-ангажемент", публика собирается в почти неизменном составе. Авторская песня изначально предполагает особый строй души, далекий от содержимого кошельков. Но даже в ряду бардов имя Александра Дольского стоит особняком.

Сам маэстро также не собирается рушить вокруг себя ореол "элитарности" и на концертах сознательно "отодвигает" эстрадных исполнителей от "настоящей музыки".

Нынешний концерт в ДК "Родина" исключением не стал. Годы не сделали Дольского снисходительнее ни к себе, ни к другим. Но зрители принимали его таким, какой он есть.

Хотя множество песен Дольского давным-давно стало классикой ("Аленушка", "Господа офицеры", "Мне звезда упала на ладошку"), и именно они фигурировали в записках-просьбах зрителей, бард освободил себя от обязанности сделать ностальгический вечер "по заявкам". Но новые баллады показали, что "есть еще порох в пороховницах". Исполнение было по-прежнему блестящим, вызывавшим иллюзию беспрерывной импровизации, столь характерной для джаза. К которому причисляют и Александра Дольского (в одной из рецензий я даже видел такое определение его творчества - "бард-джаз"). Каждая баллада превращалась в отдельный мини-концерт с вступительным словом-прологом и исполнением в стиле "человек-оркестр", причем иногда Александр Александрович умудрялся заменять собственным голосом и отдельные духовые партии. А уж всякие "чики-бум" и прочие подобные словечки в иронических балладах - вообще "визитная карточка" Дольского.

С годами он не меняет своей основной тематики - Родина, женщина, Бог. Но даже "алкогольные" баллады из цикла "Русский вопрос", щедро представленные на каждом его концерте, пронизаны не только иронией к "братьям нашим павшим", но и жалостью, и любовью.

К сожалению, годы потихоньку, видимо, все-таки берут свое, и есть ощущение, что Дольский на концертах все меньше поет и все больше говорит. Впрочем, он никогда не давал обещания "петь, петь и ничего, кроме петь", уважает зрителя, но и себя тоже, и оставляет за собой, как за творческим человеком, полное право составлять и вести концерт так, как считает нужным.

На нынешнем кировском концерте Дольский охотно делился своими "коленопреклоненными", с легким, а иногда и жестким юмором, мыслями о Женщине ("Женщина выше, чем человек. Хотя есть и стервы", "Мужчина еще мог произойти от обезьяны - но не женщина же!"), о Боге и музыке ("Когда я начал играть на гитаре, я понял, что у меня есть душа. Заставляйте детей и внуков играть на инструменте. Это развивает способности и совесть"), о трагической судьбе России ("Я сам из дворянского рода. Но дворяне проморгали Россию").

Из Кирова Дольский увез трогательную записку юной зрительницы: "Ваша гитара - она живая? Она мальчик или девочка?", пообещав подумать и дать имя "своей девочке" - с "полом" инструмента Александр Александрович определился сразу, на этом концерте. Кстати, свою первую гитару Дольский когда-то выменял на коллекцию собранных на Урале полудрагоценных камней. "Это был неравноценный обмен, гитара стоила в тысячу раз дешевле, но с этого дня моя жизнь пошла по другому руслу, и я благодарен судьбе за это".

В одной из песен Дольского есть такая строчка, посвященная этому событию: "Я отдал свой зеленый камень за общение с богами".Это общение продолжается до сих пор...

Андрей АНДРЕЕВ, Вятский край, N45, 07.03.2003

Андрей АНДРЕЕВ