Фестиваль "Неповторимый Петербург" подарил вологжанам незабываемый вечер. В зале музыкального училища состоялась встреча с Александром Дольским - поэтом, музыкантом, певцом.
Патриарх советской бардовской песни, кумир интеллигенции 70-х, переживший в свое время поистине оглушительный успех у всесоюзной публики, Дольский и поныне остался для миллионов его почитателей эталоном редкого слияния поэтического дара с огромным музыкальным талантом. Правы те, кто утверждает, что поэзия Дольского насквозь музыкальна, но также справедливо будет назвать его музыку поэтичной. В этом еще раз убедились все, кто недавно побывал на вечере артиста.
Мы с фотокорром проявили предусмотрительность и пришли за час до концерта. Нас впустили в комнатку, где Александр Александрович готовился к выступлению. Усталая улыбка, утомленный взгляд, но... "Пожалуйста, пожалуйста, все что угодно. Фотографируйте. Поговорить? И это можно".
- Александр Александрович, вы в Вологде впервые?
- А не помню. За 40 лет разве упомнишь, где бывал. Может, и был.
- У вас есть помощник, вернее, импрессарио?
- Нету меня никаких импрессарио. Все делаю сам. Это касается и моих концертов, и книг, и аудиопродукции.
- Сколько концертов в месяц вы даете?
- Восемь-десять. Вот сегодня будет восьмой концерт в октябре. До этого были в Вильнюсе - два, на Урале - два и по одному в Москве, Питере, Ростове. Столько же будет и в ноябре, география, правда, другая. На заграничных гастролях - они часто бывают - нагрузка значительно больше. В Америке, например, за тридцать дней - 28 концертов.
- Вы профессиональный гитарист. А как обстояло дело с вокалом, кто-нибудь учил вас петь?
- Нет, никогда. Кстати, в 20 лет у меня был великолепный голос. При других обстоятельствах я мог бы стать вторым Элвисом Пресли. Да-да, чистая правда.
уже призер международных и отечественных фестивалей. А самый молодой из четверки - 23-летний Егор Анашкин - снял очень короткую (всего семь минут) черно-белую, к тому же немую (по собственному признанию, "под Эйзенштейна") ленту "Здравия желаю!" И сумел так поведать о неуставных отношениях в армии, как многие полнометражные ленты, толстые книги не смогли. Егор учится в мастерской В. Абдрашитова, любопытно, что название его другой короткометражки "Остановите поезд!", обласканной призом на конкурсе "Св. Анна", перекликается с работой Мастера "Остановился поезд".
- Звезда Дольского по-прежнему светит. И греет.
- Да, приблизительно так. Вот что меня беспокоит конкретно сейчас, так это голос. Вверху вроде все в порядке, а низы не звучат.
Уже в начале концерта стало ясно, что не только низы не хотят, но и верхи не могут.
- Значит, нам всем повезло, потому что первый Дольский - лучше, чем второй Пресли... И биография у вас значительно затейливее. Оставили науку ради сцены, из инженеров подались в артисты... Впрочем, это все факты общеизвестные. А вот я недавно с удивлением узнала, что вы член Союза драматургов. Это, извините, с какого боку, Союз этот?
- В этот дурдом принимали тех, кого не брали в Союз писателей.
- А вас не приняли в Союз писателей?
- Ну конечно. Теперь-то приняли куда-то, только мне это уже не надо. Книги издавать нынче без всякого членства можно, что я и делаю.
- Кстати, о книгах. Недавно вышли ваши "Сонеты". Говорят, вы что-то необычное придумали.
- Сонеты я всю жизнь пишу. Очень люблю этот жанр - изящный, изысканный. Если говорить о венках сонетов, то последний, кто их писал - Брюсов. Это очень сложная форма. Что нового я привнес? Юмор, во-первых. Во-вторых, "обратный магистрал". Это такой прием, когда рифмуешь не по первым строчкам, а по последним.
- Александр Александрович, вы волнуетесь перед концертами?
- Давно уже не волнуюсь.
- Понимаете, что обречены на успех?
него Дольского звучал тускловато, без знакомых чарующих интонаций, как бы надтреснуто. Правда, в джазовых вещах это было даже к месту. Артист продемонстрировал потрясающее мастерство голосовой импровизации. Из нескольких песен, прозвучавших в первом отделении, именно джазовые особенно "завели" зал.
На недосягаемой высоте осталось то, что, собственно, и делает Дольского первым среди равных (если говорить о бардах) - виртуозное владение гитарой. Думается, что именно эта особенность - важнейшая составляющая успеха артиста. Если прибавить к этому огромный драматический талант, позволяющий каждую песню превратить в маленький спектакль, то становится понятной чуткая взволнованная реакция публики. Впрочем, пел Александр Александрович в первом отделении немного. Больше рассказывал о перипетиях творческого пути, о курьезных случаях (беспроигрышный ход), интеллигентно рекламировал свои книги, диски, кассеты и т.д. Результатом стало небольшое столпотворение в фойе, где в антракте продавались "рекламируемые товары".
Второе отделение было посвящено песням "по заявкам трудящихся" и ответам на вопросы. "Аленушка", "Одиночество", "Удивительный вальс", "От прощанья до
прощанья", другие песни и романсы как бы возвратили публику на четверть века назад. В зале сидели нынешние 40-50-летние (в основном), и для них эти старые песни Дольского стали встречей с юностью, романтикой чувств, красотой и искренностью отношений, словом, со всем тем, что никогда не забудется. Но и не вернется.
Просьбы исполнить песни "советских алкоголиков" Дольский не уважил. Зато спел "про французскую любовь". "Хотите я вам расскажу, как я любил мадам Анжу" - песня, конечно, хулиганская, но век бы слушала такого "хулигана", как Дольский!
Рядом со мной сидела женщина которая очень хотела услышать "Мне звезда упала на ладошку". Почему то не захотел мастер спеть эту песню. И все же, думаю, каждый из тех кто присутствовал в зале, унес с собой маленькую звездочку. Только не на ладони - в сердце. На пятьсот частиц раскололась большая звезда Дольского, и оказалось, что она (звезда) не только светит, но и греет.