В областном театре драмы им. А.В. Луначарского дал концерт бард Александр Дольский.
Идя на культурное мероприятие, признаться, мучилась - вроде знакомая фамилия, вроде что-то слышала... Потому с интересом рассматривала стекающуюся в драмтеатр публику. Впечатление приятное - зал заполнили интеллигентного вида люди, среднего возраста и молодежь.
На сцене все предельно просто - микрофон, стул и мягкий голубоватый свет - вот и весь антураж. Вышел мастер, поклонился и начал... пожалуй, не концерт - просто трехчасовой диалог со зрителем. Диалог из песен, размышлений и воспоминаний, сонетов и эпиграфов - из Гумилева, Блока, Бодлера, Галича, Библии...
Цитаты, как и слова об истоках творчества в стихах "серебряных" поэтов, не казались ни натянутыми, ни претенциозными - дух последних явственно присутствовал и в будоражащем образе мрачно-прекрасного Петербурга в "Полуночном джазе", и в рыцарски-коленопреклоненном раздумье "Если женщина входит в твой дом". К месту были и воспоминания - без дешевой значительности вроде "...в 1900 году мы с Иваном Ивановичем...", простые и теплые, как о первой гитаре, вымененной у соседского мальчишки на коллекцию малахита ("Я отдал зеленый камень за общение с богами", - сказал он в песне).
Кстати, незнание многими лица, а часто и фамилии Дольского - результат редкого появления на экранах и малого числа записей, объясненного просто: "Я не Боря Моисеев, тусовки не для меня", - не коснулось песен. Строки из них хоть единожды слышал каждый. Например: "Меньше всего любви достается нашим самым любимым людям" - это тоже Дольский. Впрочем, очевидно - он не сторонник почивания на заслуженных лаврах, и наряду с фактической классикой в концерте звучали новые, не исполнявшиеся ранее песни.
Большинство из них стало данью старинной любви к джазово-блюзовым ритмам. Десять процентов твердой мелодии, девяносто - импровизации, с использованием, помимо звонкого гитарного голоса и хрипловатого - своего, смелых имитаций: Дольский - сам себе и ударные, и духовые, и весь оркестр. Таковы и растрепанный "Питерский блюз", и изысканные "Две птицы", и мистический "Полуночный джаз". Впрочем, чем новые песни ничуть не отличились от старых - всеохватывающим разнотемьем - от судьбы родной страны в "Это - Россия" до экскурса по творчеству французских художников во "Французском велосипеде", от "Тоски по РСФСР" (эпиграф из Галича "А кто не псих?") до березок и серых глаз "Аленушки". А еще - простой изысканностью стиха, чистотой гитарного голоса и твердой убежденностью в том, что "поэты выше королей" и "музыка выше веры".
А все-таки...Ждал зрительный зал светлого и старого. И - дождался: "Мне звезда упала на ладошку..." На том и распрощались.
Наталья НАЗАРЕНКО, Кузбасс, N182, 05.10.2002