ЗВЁЗДЫ НА ЛАДОНЯХ НОЯБРЯ
Зрители, которым посчастливилось попасть на концерт Грушинского фестиваля в Московский международный дом музыки, знали точный адрес звезд, сверкавших на сцене в тот ноябрьский вечер. А. Дольский, Г. Хомчик, Т. Шаов, М. Кочетков, В. Боков, В. Харисов... Все они - с Грушинского! 18 ноября к микрофонам ММДМ выходили заслужившие всенародное признание барды и авторы-исполнители, только начинающие путь к сердцам слушателей. Концерт в Москве стал итогом 31-го Грушинского, прошедшего в июле под Самарой и обогатившего историю авторской песни открытиями: в "отряд" дипломантов и лауреатов Грушинского вошли яркие, талантливые авторы и исполнители. Роман Ланкин, лауреат 31-го Грушинского, принял участие в концерте в ММДМ вместе с лауреатами последних лет - П. Фархтдиновым, М. и И. Саркисовыми, Н. Кучер, Е. Болдыревой... Александру Дольскому не удалось уйти со сцены после трех "положенных" по программе песен, зрители не могли с ним расстаться и подтверждали свою любовь к знаменитому петербуржцу шквалом аплодисментов. И, конечно, прозвучала заветная его песня, с которой много лет назад Александр Дольский стал лауреатом Грушинского, - про упавшую звездочку: "Мле звезда упала на ладошку...". А нам тот ноябрьский вечер и партнеры - "Беленькая" ("Традиции качества") и СУ-25 (группа компаний "Энергоэффективные технологии") - подарили прекрасный концерт и прекрасное песенное созвездие. Вечерний Петербург, 01.12.2004, Александр Дольский: Я умом понимаю Россию. ДОЛЬСКИЙ Александр Александрович. Поэт, музыкант. Родился 7 июня 1938 года в Свердловске. Окончил в 1963 году Уральский политехнический институт, а в 1969 году - аспирантуру вуза. С 8 лет обучался игре на гитаре. Первый сборник стихов "Пока живешь" вышел в 1988 году в библиотечке журнала "Огонек". Он автор 15 поэтических сборников и книг прозы. Выпустил 10 дисков-гигантов со своими песнями, 40 компакт-дисков, три из них в Германии. Заслуженный артист РФ. Женат, имеет троих сыновей. *** Вчера известный поэт и композитор открыл выставку своих картин Казалось, весь питерский бомонд собрался посмотреть на живописные работы Александра Александровича. Был и сам Александр Дольский - он стоял в окружении журналистов и, стесняясь всеобщего внимания, рассказывал о себе, о своей семье, о том, что, прежде чем взяться за перо, он потянулся к кисти... "Семейный альбом" - так можно было бы назвать выставку картин известного всей стране барда. Казалось, история целой династии Дольских промелькнула перед нами. Портрет балерины Евгении Васильевны Николаевой-Дольской - матери поэта, портрет отца - Александра Викторовича Дольского в роли Канио из оперы "Паяцы", а вот смешной русоволосый мальчишка с голубыми глазами в тельняшке - сын Петя, даже есть портрет самого барда - годовалого Сашу написал акварелью отец... А еще портреты друзей, бывших и настоящих, и пейзажи. "Какая у вас самая любимая картина?" - спрашиваю у организатора выставки, директора Музея А. С. Пушкина Сергея Некрасова. "Жар-птица", - отвечает Сергей Михайлович. - А вообще все интересно. Я ведь семь лет уговаривал его сделать выставку, и только сейчас это получилось". Много народу собралось возле картины "Вечерняя порция", где рыжеватый мужичок сидит за столом, на котором рядом с граненым стаканом и бутылкой водки лежит блокнот с ручкой, - в таком образе запечатлел себя самого Александр Дольский и пояснил: "Я тогда так жил, мне было стыдно, что я с бутылкой, поэтому изобразил себя не очень похоже. Я написал около 500 - 600 работ, многие раздарил, а многие куда-то делись, вместе с друзьями". Кстати, рядом на стене - портрет одного из таких, теперь уже бывших, друзей... "Картины написаны в митьковском духе, - громогласно восхищается художник Дмитрий Шагин, и остальные митьки, появившиеся на выставке, одобрительно кивают. "Тогда зачисляйте Дольского в свой цех", - советую я и слышу в ответ: "С удовольствием зачислим". Если охарактеризовать общую атмосферу, то можно смело сказать, что на выставке царило удивление... Удивлялись все: искусствоведы, архитекторы, дизайнеры, главный редактор газеты "Большая переменка" Регина Азеран, директор Зоопарка Ирина Скиба, заметившая, что рада открыть для себя художника Александра Дольского. "Его песни - это наше детство, наша юность, и я рада узнать, что он еще и интересный художник..." Сам же дебютант сказал, что все выставленные картины (27 работ) - все, что у него осталось. "И если это покажется приличным, - заявил Дольский, - то я продолжу... А пока - всех прошу в зал. Я знаю, что подобные мероприятия заканчиваются фуршетом, но я решил вместо него что-нибудь спеть..." Тут подошел директор музея Сергей Некрасов и шепотом сказал: "У меня день рождения 4 сентября, и я всегда пою: "Вот наконец-то дождливый сентябрь... и кончился месяц под номером восемь". "Я и сейчас спою эту песню, - откликнулся Дольский". Тут вся публика потянулась в зал занимать места - так закончился месяц под номером 11... Людмила КЛУШИНА *** Александр Дольский о своей философии - Я - гражданин Вселенной, и философия моя - вселенская. С почтением и одинаковым трепетом отношусь к любой культуре, и национальность всегда воспринимаю через культуру. С юности играю на гитаре, она шестиструнная - значит, кто мои учителя? Испанцы. Стал играть классику, а переложения классики чьи? Немцев, французов, евреев, австрийцев, англичан. Потом увлекся джазом - тут совсем другие и тоже очень близкие мне люди. Всех люблю. Еще о Родине, об эмиграции - Честно: не люблю Родину. Что такое Родина? Лучше скажу, что в ней люблю, - леса наши, природу нашу, Карельский перешеек люблю. Но лучше лесов Среднего Урала ничего в мире нет - наверное, для меня, потому что там родился. У меня много написано о Родине - "Порою в лесу или в поле, в чистоте, от торгов вдалеке, вспоминаю о русской неволе, вспоминаю о вечной тоске. ... Но вотще - и вожди, и мессии вечно на руку татю-врагу. Я умом понимаю Россию, потому не жалеть не могу". Или - "Прощай, прощай, моя Россия, что снилась в юношеских снах! Понятна ты и некрасива, люблю твой дым, люблю твой прах". Не люблю в России то, что она не возрождается! Не понимаю и не принимаю этого. Не люблю, но терплю. Вот у меня комплекс Германии. Я там был, наверное, раз семьдесят. Дружу с немецкими художниками, музыкантами, миллионерами, которые тоже художники... Однажды, после чудесных гастролей (а в России тогда работы не было, меня всего лишила новая мафия, которая пришла к власти на телевидении и повсюду), я стоял у окна в гостинице и вдруг на секунду представил себе: вот я остался в Германии и живу... меня прошиб страшный холодный пот. Но клясться в любви к России не буду. Потому что не могу видеть сегодняшний шабаш. Говорят, русский народ терпеливый... Да какой он терпеливый, он тупой! И сам я тупой или пофигист - ну не будем мы уже ни с чем бороться и никуда не пойдем протестовать. Но "там, где сердце всегда носил я, где песни слагались в пути, - болит у меня Россия, и лекаря мне не найти". О своем рисовании - Это первая моя выставка. Рисовать начал в четыре года - в детском саду у меня оказался карандаш. С одной стороны синий, с другой красный - роскошь! Рисовал воздушные бои и птиц. Раза три у меня даже выменивали работы на хлеб - время-то какое было... Первый заработок! Лет в одиннадцать-двенадцать начал копировать репродукции из журнала "Огонек". Брал лист бумаги - и маслом на него, маслом! Поленова, Левитана... А однажды стащил у кого-то из соседей большую пельменную доску и сделал на ней копию "Казака с пикой" художника Крамского - здорово получилось... Мне нравится сам процесс. Масло люблю за фактуру, которое оно дает. Гвоздем люблю процарапывать на оргалите. Сначала кистью набросаю, а подробности вывожу гвоздем. Короче говоря, изобретаю велосипед - я же непрофессионал! Очень люблю темперу, потому что она быстро сохнет. И очень люблю пастель, но пастели почти не осталось, всю растащили... О сыне, профессиональном художнике - Когда Паша только начинал учиться, он относился ко мне снисходительно. А чем старше становился, тем больше, как ни странно, начинал ценить мои работы и видеть в них то, чего раньше не замечал. Мастерства-то в моих работах, думаю, нет, а вот дух времени есть.
Новая газета, 29.11.2004
|
|