Концерты Александра Дольского в Новокузнецке и Кемерове собрали в залах верных поклонников его песни - негромкой, бесконечно проникновенной, тонкой
Как часто бывает с известными бардами (сколь ни открещиваются от этого определения Кукин, Митяев, Розенбаум ли особенно яростно) - они поют новое, недавно написанное. Народ же, добросовестно похлопав, начинает просить "Гостиницу", "Как здорово, что все мы здесь...", "Гоп-стоп"...
- Так, - сказал Александр Александрович, исполнив "Старые паруса", "Питер-блюз", "Полуночный джаз", а затем перебрав многочисленные записки, - ну я понял: хотите старенькую лирику.
Его любовь к джазу известна. Еще студентом знаменитого Свердловского политехнического играл в ансамбле на саксофоне, потом, в Нижнем Тагиле, был солистом джаз-оркестра.
- С юности, - рассказывает Дольский, - дружу с Давидом Голощекиным и играл с Володей Пресняковым, с настоящим Пресняковым, Петровичем. Ему пришлось джаз оставить, семью кормить - ребенок очень много ел. А Давид - выдающийся джазмен. Он создал в Питере филармонию джаза. И мы с ним даже снимались в фильме "Когда святые маршируют", об истории питерского джаза.
Два любимых города в жизни Александра Дольского: Свердловск-Екатеринбург и Ленинград-Петербург.
В первом - родился, учился, провел юность. Мама, выпускница знаменитого Вагановского балетного училища, танцевала в Свердловском театре оперы и балета, куда уехали они работать всем курсом.
- Поэтому был я ребенком театральным, - вспоминает. - И в 10 лет пел в хоре мальчиков в "Кармен", в "Пиковой даме". А дебют мой на сцене случайно состоялся в трехлетнем возрасте. Играл за кулисами с кошкой театральной. Смотрю, на сцене тетя Оля и дядя Коля. Она в халате, он - в пижаме. Зная, что опера - это роскошные декорации и костюмы, я решил, что они что-то репетируют. А это шла современная опера "Таня" по пьесе Арбузова, и монолог-речитатив, где он просит ее купить папиросы, а она отвечает, что некогда, потому что спешит на партсобрание - принял за обыденный разговор. И приперся к ним на сцену с Муськой на руках. Зрители решили, что режиссером задумана такая мизансцена.
Играя на контрабасе, саксофоне, экзотическом банджо - влюбился в гитару и остался ее преданным рыцарем. О первой своей семиструнке рассказал в песне "Зеленый камень". О том, как мальчишкой собрал возле уральских озер красивую коллекцию самоцветов, но сделал нелегкий для себя выбор:
В Екатеринбурге старом
У озерного базара
Променял я на гитару
Свой зеленый малахит...
И вот уже сорок лет - поездки и выступления. По всему тогда Советскому Союзу, на фестивалях авторской песни - в Свердловске, Челябинске, Новосибирске. Триумфальная победа на знаменитом Грушинском фестивале на Волге.
- Я убежден, - говорит Дольский, - что любят те песни, которые фактически являются молитвами. Просто раньше мы не могли напрямую обращаться к Богу. "Звезда на ладони", "Маленький принц", "Вальс на прощание" - что это, в сущности, как не признание в любви к близким, родным людям. Слово - материально, я давно это понял. Иди к людям с добром, и оно к тебе же благостью вернется:
Улыбнись мне на прощанье,
Слышишь поезда гобой.
Я уеду не с вещами,
Я уеду сам с собой...
Заслуженный артист России, лауреат Государственной литературной премии имени Окуджавы за 2002 год, Дольский спокойно относится к тому, что залы на его концертах не переполнены, что на телевидение почти не зовут:
- Почему? Ну, там юмористов чествуют. Градского вот на экране видел. Он не столько пел, сколько матерился. Я в тусовки не вхожу. Кому нужна поэзия? Пушкина вообще убили, а нас не убивают - и ладно. Меня многие не знают, а песни мои поют. Это приятно. Все равно "роза маленького принца вырастает из души (вот такой несложный принцип), мельтеши - не мельтеши".