Премия имени Булата Окуджавы за 2001 г. присуждена известному петербургскому поэту и барду Александру Дольскому. С лауреатом беседует наш корреспондент.
- Получить премию, тем более государственную, а не какую-нибудь рекламную или меценатскую, мне очень приятно. Тем более радостно, когда тебя награждают премией имени старшего товарища, которого ты хорошо знал и любил.
- Александр Александрович, авторская песня, которой вы уже много лет служите, когда-то была для людей как глоток свободы - ее пели, любили. А сейчас она как явление уходит. Чем вы это объясняете?
- Это началось уже давно. Но это конец не бардовской песни (никакого конца у нее быть не может, если традиции заложили такие люди, как Галич, Высоцкий), а бардовской компании, которую активно разрушали партийные чиновники, кагэбэшники, державшие нас под контролем. И вот совместная наша дружба, общность исчезли. Сейчас публика собирается еще на некоторых авторов, но той радости, той особой атмосферы, которая была когда-то, уже нет. Но я думаю, что авторская песня сегодня просто видоизменяется, и есть люди, которые все-таки продолжают традицию.
- В чем их отличие от бардов вашего поколения?
- На наших знаменах было написано: "Честь и искренность". А на знаменах современных молодых авторов начертано слово "успех". Тоже неплохо. Но это качественно разные вещи.
- Когда-то вы много сочиняли и исполняли песни на социально-политические темы, потом вас упрекали в пессимизме. О чем пишется сейчас?
- Тогда в подобных песнях была потребность. Необходимо было выкричаться, выговориться. И каждая хотя бы на миллиметр приближала свободу слова. Потом я все это перестал писать: ожидания, надежды сменились другими настроениями. Может, и верно, что поэт должен жить в башне из слоновой кости. Но только не для России и не для этого времени. Сейчас пора сказать о том, что у нас происходит. Что мы боролись за демократию, а получили хамство: "Мсье император, Россия жива! - Да здравствуют новые воры!" Вот к чему мы приходим. Фашизм, большевизм, коммунизм - лишь частные случаи такого глобального явления, как хамство. Вроде бы избавились, а оно не проходит...
Конечно, еще что-то напишется по этому поводу, но самое страшное заключается в том, что прежние мои социальные песни остаются актуальными до сего дня. Я же их просил: "Уходите, уходите!" - а они все остались...
- Говорят, с годами мы становимся мудрее. Вы согласны с этим?
- Для ума достаточно быть ироничным. Для мудрости нужно быть добрым все-таки. Нужно простить многим...