ОН - ИЗ БАРДОВСКОГО поколения, на знамени которого было написано "Искренность, Мастерство, Честь".
Александр Дольский, которому на днях была присуждена премия имени Булата Окуджавы, никогда не вписывался в сиюминутные стереотипы от искусства. Он относился к творчеству серьезно и, что нынче редкость, - профессионально. Может быть, поэтому некоторые его песни стали поистине народными - такие, как "От прощания до прощания", "Сентябрь, дожди", "Три сына", а "Господа офицеры" и вовсе считали старинным белогвардейским романсом...
- Александр, как тебя называть - бард, менестрель, музыкант, литератор?..
- Начнем с того, что я никогда не вписывался в цех авторской песни. Я занимался поэзией с самого детства, а большинство наших бардов только в студенческие годы. Я считал, если буду писать стихи, которые будут достойны называться поэзией, то уже буду счастливым человеком. Кроме того, я отличался от наших бардов: они взяли гитару и, изучив 4-5 аккордов, начали напевать свои песни. Я занимался музыкой серьезно. Параллельно с институтом учился в музыкальном училище по классу гитары - играл классику, джаз. Будучи студентом Политеха, был аттестован в филармонии, выступал в сборных концертах, где играли классику, - исполнял Баха, Чайковского... Несколько раз выступал со Штоколовым. Родители у меня артисты: мать - балерина, отец - довольно известный драматический тенор. Поэтому отношение к занятиях любым видом искусства у меня было изначально профессиональное. Добавлю, что к музыке я питаю довольно большую склонность и пишу не только песни, но и инструментальную музыку. Возвращаюсь к вопросу: как меня называть? По ОРТ меня назвали "певец и композитор", более грамотное НТВ - "поэт и музыкант". Это вернее.
- В каком состоянии сейчас находится наша бардовская песня?
- В очень плачевном, упадочном! Не хочу называть имена, но у многих бардов песни стали похожи на попсу. Настоящая поэзия уходит из бардовской песни. Ее вытесняют какие-то хохмы. Когда-то Булат Окуджава сказал, что авторская песня умирает. Я в то время довольно иронично отнесся к его словам. Теперь вижу, что он был прав - особенно если сравнивать нынешнюю бардовскую песню с той, что пелась в 60-е годы, когда мы часто выступали абсолютно бескорыстно и никогда не думали, сколько нам заплатят. На нашем знамени было написано - Искренность, Мастерство, Честь. А сейчас написано только одно слово - Успех (читай - Деньги). Бардами стали называть любого, кто взял гитару.
- Что такое авторская песня?
- Во-первых - это поэзия. Во-вторых - это личность самого автора - значительная, авторитетная, честная, чистая и очень талантливая. Не случайно с бардовскими песнями жили и живут десятилетиями. Многие эмигранты мне говорили, что, уезжая, брали не вещи, а брали пластинки Окуджавы (и - что мне было лестно - мои)... В бардовской песне музыка носит функциональный характер. Вот про Высоцкого говорят, что у него плохая музыка и он плохо поет - это неверно! Потому что поет он гениально и музыка у него выдающаяся. Никто бы не смог сделать музыкальную фразу так, как он. То, что делал Окуджава со своим необыкновенным голосом и высоким вкусом, тоже никто никогда не сделает... А что происходит сейчас? Я вот съездил на Грушинский фестиваль и увидел убогую тусовку. Участники борются за то, когда кому выйти, кому сколько спеть, с кем договориться о будущих концертах...
- Сейчас для питерцев - золотая пора. Ты чувствуешь повышенное внимание власти к себе?
- Абсолютно ничего не чувствую. На премию Окуджавы меня выдвинул наш Союз писателей - по запросу из Москвы. И в Москве комиссии хватило ума и совести не отвергнуть мою кандидатуру. То есть власть просто санкционировала то, что ей предложили мои коллеги по литературе. В этом я вижу изменение отношения к себе, признание моего профессионального уровня. А вообще-то поэзия не зависит от власти или народа. Это народ и власть зависят от поэзии и вообще от культуры. Если толпа читает поэзию, то она превращается в народ.
- Ты доволен своей издательской судьбой?
- У меня, слава богу, вышло довольно много книжек. Правда, тиражи теперь небольшие. Помнится, при социализме были и 150 тысяч, и 300 тысяч. Еще сейчас у меня готовится собрание сочинений - этим проектом занимается московское издательство, которое выпустило Высоцкого, Галича, Визбора... Первый том уже вышел, сейчас готовлю второй. Собрание выходит в серии "Голоса. Век XX".