(c) Официальный сайт Александра Дольского - Dolsky.Ru
Версия для печати


`ДОБРЫЙ ВЕЧЕР, МОИ ДОРОГИЕ!`

"Добрый вечер, мои дорогие:", - так начал свой концерт в Великом Новгороде замечательный поэт и музыкант, звезда первой величины на небосклоне бардовского неба, после десятилетнего перерыва посетивший город на мутном Волхове, Александр ДОЛЬСКИЙ

ИЗ БИОГРАФИИ:

Дольский Александр Александрович родился 7 июня 1938 года тогда еще в Куйбышеве. Во время войны семья переехала в Свердловск. После школы работал слесарем. Окончил строительный факультет Уральского политеха, аспирантуру на инженерно-экономическом факультете и музыкальное училище по классу гитары.

В 50-е годы стал лауреатом первого послевоенного конкурса артистов эстрады как гитарист. С 1975 года живет в Ленинграде (Санкт-Петербурге). Работал в НИИ градостроительства, с осени 1979 года был актером Ленинградского театра миниатюр, через год стал солистом эстрады. Победитель 6-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Поэт, артист. Песни пишет с 1949 года на свои стихи. Несколько песен исполнял под балалайку. Переводит и аранжирует песни американских исполнителей фольклора. Написал песни к фильмам "Старший сын" и "Трактир на Пятницкой". Снялся в художественных фильмах "Когда святые маршируют" и "Новая Шехерезада". Выпустил несколько пластинок, компакт-кассет и дисков. С некоторых пор творчество Александра Дольского введено в курс изучения в вузах России и факультетов славистики за рубежом...

Вот с такой известнейшей "человеческой глыбой" предстояло встретиться на экваторе осени в зале филармонии. По неизвестным причинам концерт, назначенный на начало октября, был перенесен на неделю. После такого, как правило, много билетов сдается обратно в кассы, но на концерт Александра Дольского билеты не сдавались и покупались даже перед самым началом творческого вечера. И, поверьте, никто из пришедших не пожалел о потраченном времени. После каждой из песен, после каждого из ответов автора на записки небольшой зал филармонии просто взрывался благодарными аплодисментами. А после концерта к мэтру было долго не подступиться - он не начинал обещанного разговора, пока не одарил своими автографами всех многочисленных поклонников и улыбками - надоедливых фотографов. А когда новгородская поэтесса Валерия Клебанова преподнесла Александру Александровичу свои осенние стихи, ему посвященные, он был растроган до глубины души и сказал, что, наверное, только ради этого стоит жить.

В тесной гримерке после концерта было тихо, стояла потрясающего звука гитара и сидел седой человек, звук голоса которого минуты назад учил быть мудрее и добрее к людям. И пусть мэтр немного устал и докучливый помощник подгонял беседу, она состоялась.

- Александр Александрович, огромное спасибо за концерт от себя лично и от всех людей в зале...

- Спасибо всем, кто пришел. Каждая из таких встреч - радость для меня.

- Как получилось, что строитель по профессии стал профессиональным музыкантом?

- А я сначала был музыкантом, а уж потом строителем. Музыкой занимаюсь с детства, я ведь родился в творческой семье: мама у меня закончила балетное училище, а отец, хоть он с нами и не жил, был известным оперным тенором. Так что вся моя юная жизнь прошла на подмостках. Я с детства пропитался театром и музыкой. Во время спектаклей стоял за кулисами или в оркестровой яме, и никто не боялся, что я нарушу действие. Правда, однажды так получилось, что я, трехлетний театрал, во время оперы вышел с театральной кошкой Муськой в руках прямо на сцену. Опера была советская, назвалась, кажется, "Таня". Музыка была такая, что я решил, что это инструменты настраивают, декораций никаких, ну и пошел посмотреть. Зал ничего не понял, оркестр едва не загнулся со смеху, артисты же просто остолбенели. Когда меня увели, в зале так и не догадались, что этого в опере не было. Так что я музыкант и артист с рождения.

А первое мое приобщение к гитаре случилось, когда я поменял свою великолепную коллекцию самоцветов и малахита соседскому пацану, у которого было две гитары, но не играл он ни на одной. А камни, по нынешним меркам, тянули на целое состояние. Но я не жалею, об этой истории рассказывается в моей песне "Зеленый камень", ну, вы слышали...

- Музыкант и политика несовместимы?

- Ой, только об этом не надо! Все мое отношение к политике выразилось в том, что я ходил в детский сад мимо дома Ипатьевых и очень его боялся. Зачем его Ельцин снес - не понимаю. Конечно, мне грустно за нынешнюю неразбериху, но я надеюсь, что все исправится. А если вы о песне "Тоска по СССР", так она лирическая, в ней нет никакой политики. Я не скучаю по обкомам и не грущу по КГБ, но ведь было столько тепла в жизни, которого сейчас не хватает.

(Александр Александрович покривил душой, в его новой прекрасной песне "Ангел-хранитель" были запавшие в душу строки:
"А если тебя приласкает правитель,
И ты ему что-то лизнешь,
То жить не захочет твой ангел-хранитель,
И выберет яд или нож..."
Или частушечное:
"Господа капиталисты,
Вы такой нечестный класс.
Запишусь я в коммунисты,
Чтобы снова грабить вас".)

- Если верить Интернету, свою первую песню вы написали в 11 лет, о чем она была?

- Ну, я так сразу и не вспомню. Кажется, это были стихи Абая Кунанабаева про похороны парня, грустные такие, красивые. Мне так понравилось, что я положил их на музыку и стилизовал на такой китайский манер.

- У вас много песен о человеческих качествах, лени предательстве, неверности. К чему вы более нетерпимы в себе?

- Не много, но есть. В себе-то как раз не терплю лень, но тут есть обратная сторона - без нее не было бы такого характера, как у меня. Я ленюсь-ленюсь, потом как наброшусь! У меня уральский характер - все в авральном порядке.

- Александр Александрович, красной нитью сквозь все ваше творчество проходит тема России. Есть ли условия, при которых бы вы покинули ее?

- Покинул бы, если бы тут опять возобновилось сталинское НКВД. Если бы была политическая угроза, что посадят в тюрягу за поэзию. Но только в этом смысле. Или бы если меня выгнали...

- Вы очень много гастролируете по миру. Есть все-таки разница между российской публикой и зарубежной?

- Никакой разницы. Наша разве что более заторможенная, потому что я редко здесь выступаю. Спокойнее реагируют, более сдержанны. А за границей публика более теплая, отклик идет на малейшее слово. Но я все равно больше люблю нашу.

- Ваше отношение к "попсе". Есть ли на нынешней эстраде хоть одна "божья искра"?

- Ой, не надо меня об этом спрашивать. Я к ней никакого отношения не имею. И вообще считаю, что эстрада - отдушина для уродцев. Нет в ней никакой искры и тем более никакой музыки. В 60-е хотя бы ее подобие существовало, а теперь полный ноль. Конечно, людям, пришедшим с работы, не до моих заумствований, но чувство вкуса должно присутствовать в любом случае.

- Понятно... А ваши сыновья с музыкой в каких отношениях?

- В хороших. Старший прекрасно играет на гитаре, а младший даже стал лауреатом всероссийского конкурса пианистов. Так что с музыкой дружат.

- Ваша новая песня "Если женщина входит в твой дом" просто кусает сердце. Вы, наверное, очень трепетно относитесь к женщине. Верно?

- Да это так. Мое отношение к женщине и в песнях и в жизни - это не поза, я так чувствую и так живу. (Смеется.) Женщина, как явление природы, как творение божье, гораздо лучше, чем человек. Это действительно не позерство, что мы без них?

- Александр Александрович, в верхних эшелонах идет круговерть вокруг гимна России. Ваше мнение, как музыканта, об этом.

- Да никакого особого мнения. Конечно, гимн должен быть, но я все же думаю, что не старый. Это же сплошная ложь, от начала и до конца! Эта музыка погибших миллионов человек. Но я думаю, что просто перепишут текст и нас не спросят. А, может быть, для подрастающих эта музыка ни с чем и не будет ассоциироваться. Кто его знает... Гимн же необходим!

- И, наконец, пожелайте что-нибудь новгородцам!

- Я им желаю того же, что и всем россиянам. Чтобы поскорее закончилось это новое смутное время, и мы зажили, как люди. Всего вам наилучшего!

- Доброго вам пути. Приезжайте еще!

- Спасибо, обязательно.

Александр ЗАДВОРНЕВ, Новгородские ведомости, N141, 27.10.2000

Александр ЗАДВОРНЕВ

Возврат на страницу: `ДОБРЫЙ ВЕЧЕР, МОИ ДОРОГИЕ!`