Вряд ли можно спорить с тем, что Дольский - один из патриархов бардовской песни. Хотя он сам ни к какому движению себя не причисляет, представляясь поэтом и музыкантом. Он всегда существовал отдельно, хотя и пел понемногу со всеми.
Александр Александрович Дольский родился 7 июня 1938 года в Свердловске. Песни пишет со школы, года примерно с 1949-го. Туристическая юность, учеба в Уральском политехническом институте, походы по Уралу и Сибири оставили свой след - и сам Александр Дольский оставил след в жанре туристических песен, которым его творчество, конечно, не ограничивается. До сих пор его песни исполняют в компаниях, не зная, чьи они, и Дольский сам этим доволен. Но он - автор, и автор со своим собственным неповторимым лицом.
Громкий успех в 70-80-е годы, возможно, столь же помог, сколь и навредил Дольскому. На его диски, которых в советское время вышло около десяти, попало много среднего качества песен. Теперь Дольский исправил эту ошибку, переиздав свои сочинения на одиннадцати 45-минутных кассетах, исключив многое, особенно из песен на социальные темы. Его тексты издавались и на бумаге. Последняя книжка - "Сонеты" - вышла в Санкт-Петербурге в этом году. Уралец по рождению, Дольский давно живет в Петербурге, его песни проникнуты духом города, и, естественно, он посвятил родному уже Питеру немало стихотворных строк.
К Дольскому вполне применимо слово "певец" в его первоначальном значении, когда понятия "сочинять стихи" и "петь" были нераздельны. И певец он очень разносторонний: лучше, чем многие лирические вещи, ему удаются стилизации, обработки, например английских народных песен, или собственные сатиры (в том числе и чисто литературные: он, например, автор целой книжки, написанной верлибром и ритмической прозой "под Хармса". Называется она "Я пришел дать вам выпить". Это сатира на темы русской и советской истории, вышла в Петербурге в 1994 году). Просто блестящая юмористическая песня - "Душа и тело", она высмеивает вульгарное представление снобов о "тонком мире":
Вам бы пузо набить колбасой и лапшой,
Нам бы в небе парить оголенной душой...
На самом деле смеется певец над теми, кто высокомерно презирает "телесное", полагая, что стоит
избавиться от тела - и все беды кончены:
У людей жизнь какая? - телесная, а у духов какая? - небесная!
За этим следует подлинно бесовское хихиканье и повизгивание, мастерски изображаемое одним Дольским. Вещь вполне можно назвать кантатой - она того заслуживает.
Но основное призвание Александра Дольского - все-таки лирика. Преимущественно созерцательно-философская. В основе ее лежит большая человеческая и культурная основательность личности автора, которая, несмотря на неудачи, на довольно большое количество слабых вещей, поддерживает его творчество в целом на высоком уровне. И тут даже трудно перечислить все, что любимо тысячами слушателей и является высокой поэзией: "Самолет мой, крест нательный..." (песня "Самолет"), знаменитый "Сентябрь" ("...и кончился месяц под номером восемь"), не менее известное "Одиночество" - трудно найти более точное описание любви поэта:
Твоих речей виолончель во мне всегда звучит, не гаснет. С тобою быть - вот жизни цель, но одиночество прекрасней...
Замечательны песни о Польше, отличающиеся множеством исторических, культурных ассоциаций и глубоко прочувствованные, вероятно, еще и потому, что Дольский сам - тоже немного "польский":
Я и сам не знаю, чей я, люблинский иль курский, раб царя я или рыцарь Речи Посполитой. Пишет между строк и слез Ивану смелый Курбский, этими ли плачами все земли польские политы?
Дольский - большой мастер рифмы, хорошо владеет стихом. Напечатанные его стихи вполне профессиональны, но все-таки первенство я бы отдала текстам спетым. Манера певца менялась со временем, в ней было кое-что от Вертинского и Агафонова, Окуджавы и даже... Высоцкого. В одном из лучших альбомов - "Прощай, XX век" - Дольский являет собственную манеру исполнения, органично связанную с его песнями, чуть театрализованную, чуть - в самую меру - утрированную, в целом довольно сдержанную, интеллигентную. Интеллигентность - еще одно его свойство. Но без всякой упадочности. Светлое начало присутствует во всем, что пишет Дольский. Его жизнь естественно сосуществует с творчеством и проявляется в нем. Главное для него ясно. Близкие - рядом. Это мать и жена:
Мне одна этот мир подарила, а другая - троих сыновей.
Это сыновья, названные в честь русских царей - Петр, Александр и Павел. Это друзья, причем равноправно - живые и ушедшие.
Конечно, это не значит, что поэт никогда не знает сомнений, искушений, тоски. Испытания уравновешиваются складом его натуры - и постоянством работы. И, вероятно, внутренней молитвой, к которой он способен и которая "обращается в песнь".
Любителей поэзии, музыки и авторской песни можно поздравить с тем, что 20 и 21 марта в центре "Линдакиви" пройдут концерты Александра Дольского. А в фойе будут продаваться его новые кассеты и книги.