12 июня исполнилось 5 лет со дня смерти Булата Шалвовича Окуджавы. И вчера в Кремле премию имени Булата Окуджавы вручили поэту и музыканту Александру Дольскому.
Дольский сам придумал, как должна называться его профессия - поющий поэт. Так никогда не запишут в трудовой книжке. А штатные формулировки Александру Дольскому не подходят. У него свой жанр, своя культурная традиция, своя публика. Определение для взаимоотношений с властями в советские годы у него тоже было свое - эстетическая оппозиция.
Александр Дольский, бард: «Человеку, который занимается искусством андеграунда, в глубине души хочется общественного признания».
Признание официальное для поэта может выглядеть в виде книги. Книги Дольского - все на его письменном столе, вперемежку с записями песен. Он не знает, какая ему более дорога. Эта первая, которую в 89-м выпустил «Огонек» или эта - «Четыре ангела», которую на свои деньги издали чернобыльские врачи. Однажды несуетливый и мудрый Окуджава дал ему главный урок, связанный с публикациями.
Александр Дольский: «Вдруг он меня спрашивает: Ваши стихи издавались? - Нет. - Очень хорошо. - Почему? - Потому что вас все равно издадут, но вам не придется краснеть за ваши ранние стихи».
Но вчера случилось особое: Александра Дольского награждают в Кремле. У него есть одна просьба, которую, если удастся, он хотел бы передать президенту: изъять из архивов органов дело, которое завели три десятилетия назад. За ту самую эстетическую оппозицию. Ведь сегодня Дольского награждают как раз за нее.