Когда каждый день видишь себя в зеркале, то кажется, что все так и должно быть. Но когда через полтора десятка лет встречаешь кого-то из знакомых, то начинаешь понимать, что время неумолимо. Особенно становится ясно, что много воды утекло, при встрече с кумиром своей молодости. В такую ситуацию и попали многие ульяновцы, пришедшие на днях на концерт Александра Дольского, известного питерского барда, поэта, актера театра Аркадия Райкина, музыканта и художника - иллюстратора детских книг. А пришло их так много, что в гардеробе не хватило номерков, в зрительном зале - кресел, и многие сидели на ступеньках.
Годы, видимо, берут свое, и со сцены Александр Александрович жалуется на радикулит, все меньше поет и все больше говорит, но поет о том же, о любви. Изменившись внешне и чуть осипнув, что даже придает шарм его исполнению композиций в стиле джаза, он не изменил своей тематике. И хотя множество песен, ставших классикой («Звезда на ладони», «Аленушка», «Господа офицеры», «Сентябрь. Дожди»), были заявлены зрителями в их записках, без конца летевших из зала на сцену, Дольский не стал излишне ублажать публику и исполнил лишь часть ее просьб, на свое усмотрение, в целом же программа состояла из новых композиций, как он сам их называет, - баллад. Каждая из них в отдельности превращалась в миниконцерт, исполненный в стиле «человек-оркестр» - дань старинной любви Дольского к джазово-блюзовым ритмам - Александр Александрович мастерски заменяет собственным голосом партии нескольких духовых инструментов.
Если на первый взгляд известный, часто приезжающий в наш город в 70-80-х годах исполнитель собственных песен показался своим поклонникам постаревшим, то его гитара ничуть не изменилась, а может, еще лучше зазвучала.
На недосягаемой высоте осталось виртуозное владение Дольским этим инструментом.
В перерывах между песнями он предавался ностальгическим воспоминаниям по прежним временам. «Тоскую по СССРу, где все воровали, но в меру», - процитировал Дольский сам себя. Он вспомнил, как к фильму «Кочующий фронт» написал песню «Господа офицеры» (которую, по словам Дольского, впоследствии увел, слегка переделав, Газманов). Она была опять же о любви, но о любви белогвардейцев к Родине, и авторы фильма сочли это невозможным, песня зазвучала во всеуслышание значительно позже. А нынешнее время Дольский определил как «не капитализм, не социализм, а какой-то бандитизм».
Если на концертах Александр Дольский бывает очень разговорчив, то интервью он давать не любит. Тем не менее оказалось, что возможно и это. И вот что выясняется.
Сочинять стихи и песни Дольский начал в третьем классе, и одна его детская песенка (может, помните: «Плакала девчонка, слезы не унять...») облетела страну и стала народной. А позже для него потрясением стало знакомство с Окуджавой. Булат Шалвович, по словам Дольского, ругал его за увлечение джазом, призывал к «чистоте жанра», но убедить, как мы видим, не смог. Остался он не понятым и многими «походно-костровыми» бардами - его имя всегда стояло неким особняком в их рядах. А вот Визбор часто исполнял на концертах песни Дольского. За дружбу с Галичем Александра Александровича часто «затаскивали» в КГБ.
За кулисы в надежде заполучить автограф Дольского (а вот их он раздавал с видимым удовольствием) к нему прорвалась женщина, протягивая свое фото, как она объяснила, тридцатилетней давности - как раз тогда она впервые услышала его и навсегда полюбила.
- Это вот такая хорошенькая девочка?! «удивился» тот.
- Но и вы 30 лет назад другим были, - не осталась в долгу женщина.
Для многих из тех, кого собрал концертный зал КДЦМ, песни Дольского стали встречей с юностью, романтикой чувств, словом, с тем, что никогда уже не вернется. Но и не забудется.