В преддверии 300-летия города ТРК «Петербург» объявила конкурс на создание произведения, которое стало бы своеобразным гимном северной столицы. Сегодня песня «Город наш Санкт-Петербург» — предмет судебного спора между ее авторами и телеканалом.
Авторское право — налево
«Санкт-Петербург — гордая белая птица:» — трудно в городе на Неве найти человека, который не слышал бы эту песню. Ее крутили на городских радио- и телеканалах бессчетное количество раз. Все — и устроители конкурса, и авторы — были довольны. Но, оказалось, до поры до времени. А точнее — до лета 2003 года, когда певец и композитор Олег Кваша, а также поэт Валерий Костин обнаружили, что остались без авторских вознаграждений.
Впрочем, подобное открытие в отношении ТРК «Петербург» сделали далеко не только Кваша и Костин — гонораров не досчитались около двадцати авторов-песенников, причем таких известных, как Владимир Шаинский, Александра Пахмутова, Юрий Антонов, Давид Тухманов, Юлий Ким, Олег Газманов: Осенью 2003-го Российское авторское общество от их имени подало иски в суд. Тяжба длилась почти два года, и в итоге суд обязал Пятый канал выплатить «кинутым» авторам 7 200 000 рублей.
Но Кваши в этой компании не оказалось. Потому что он решил договориться с телевизионщиками полюбовно — те выплачивают ему долг, а в качестве «компенсации» транслируют еще некоторое время видеоклип.
— У меня была некогда схожая ситуация с Первым каналом, — рассказывает Олег Кваша. — Они крутили мою песню «Зеленоглазое такси» в исполнении группы «Ляпис Трубецкой», которой я не давал согласие на исполнение. Я позвонил в Москву, меня тут же соединили с Эрнстом. Предложил ему эту же схему: мы обходимся без судебных разбирательств, но Первый канал показывает мой клип и т. д. Эрнст мгновенно согласился и впоследствии выполнил все мои условия. Даже прислал официальное письмо с извинениями, хотя я его не просил об этом. Просто там такой подход, такое отношение к авторскому праву.
В Питере же руководство телеканала наотрез отказалось пойти навстречу авторам. В итоге летом прошлого года Кваша и Костин обратились в Куйбышевский федеральный суд с иском к Пятому каналу на три миллиона рублей.
Кто расписался за Квашу?
Процесс тянулся ни шатко ни валко, но в ноябре дело приняло неожиданный оборот — юрист Пятого канала принес в суд документ, согласно которому все права на песню Кваша и Костин передали ТРК «Петербург» еще во время конкурса. На бумаге стояли подписи авторов, однако истцы сразу же сказали, что они подделаны. И обратились в прокуратуру с просьбой провести почерковедческую экспертизу. Экспертиза, проведенная УБЭПом, показала, что подписи действительно фальшивые.
Но тут произошел еще один внезапный поворот событий. Нежданно-негаданно с иском в суд обратился некий Владимир Васильев, обвинивший Квашу и Костина в плагиате — те якобы «слизали» их «Город наш Санкт-Петербург» с его «Песни о Санкт-Петербурге», написанной в 1999 году и исполненной Эдитой Пьехой.
Кваша уже представил суду письменные заключения Бена Бенцианова, Михаила Боярского, Александра Дольского, Игоря Корнелюка, Людмилы Сенчиной, Якова Дубравина, Михаила Яснова. Они убеждены, что ни о каком «песенном воровстве» в данном случае не может идти и речи. Васильев же представил заключение музыковеда Владимира Фейертага, хотя и в нем черным по белому сказано: никакого плагиата здесь нет. Тем не менее, судьей было принято решение о проведении литературоведческой (в Пушкинском доме) и музыковедческой (в Консерватории) экспертиз.
Юрист Пятого канала Борис Грумбков заявил, что телекомпания не имеет совершенно никакого отношения к этому иску, но Кваша уверен в обратном:
— Во-первых, Васильев почему-то заметил «сходство» наших песен только сейчас, спустя несколько лет. Во-вторых, он требует от нас ровно ту же сумму, что мы от телевизионщиков, — три миллиона рублей. В-третьих, в правом верхнем углу заключения Фейертага почему-то написано «В ОАО «Телерадиокомпания «Петербург». Зачем все это делается? С целью затянуть процесс. Ведь пока не решится вопрос с Васильевым, не будет рассматриваться наш иск.
Так или иначе, пока главный сюрприз заключается не в наличии или отсутствии плагиата, а в том, чем закончится история с поддельными подписями. Ответит ли кто-то за фабрикацию «фальшивки» и — самое главное — кто именно? Кваша уже обратился в прокуратуру с просьбой возбудить уголовное дело по статье «мошенничество», буквально на днях правоохранители должны вынести решение по этому поводу.
Артем КОСТЮКОВСКИЙ